Аннотация. В
данном методическом пособии изложены три темы
самостоятельных исследований по изучению
лихенофлоры: составление флоры (списка видов)
лишайников окрестностей стационара, изучение
пространственного распределения видов (по
биотопам, субстратам и древесным породам) и
описание сообществ лишайников по их четырем
экологическим группам. Для последней темы
приведены способы описания сообществ лишайников
и основных типов их местообитаний.
Введение
В качестве самостоятельного объекта
исследования лишайники избраны потому, что они
являются уникальными симбиотическими
организмами, существующими «на грани двух миров»
- грибов и водорослей.
Лишайники обладают весьма специфическими
свойствами: обладают отличной от других
организмов биохимией, широко распространены по
разным типам субстратов, начиная со скал и кончая
корой и листьями деревьев, реагируют на
изменение состава атмосферы.
На примере лишайников разработано множество
интересных исследовательских задач, как по
биологии этих организмов, так и по проблемам
биологического мониторинга состояния
окружающей среды (изучение лишайников
как биоиндикаторов чистоты воздуха включено в
качестве отдельного учебно-исследовательского
задания в разделе «Экологический
мониторинг»).
Кроме того, по лишайникам имеется довольно
много проблемной и информационной литературы.
Все эти особенности лишайников предопределяют
большой интерес к их изучению в сфере
экологического образования школьников и
выделение этой темы в отдельное
учебно-исследовательское занятие.
Как известно, лихенологи разделяют все виды
лишайников на четыре основные экологические
группы - в зависимости от типа предпочитаемого
ими субстрата:
эпифитные - растущие на коре деревьев и
кустарников;
эпиксильные - растущие на обнаженной
древесине (стволах без коры, деревянных
строениях и т.д.);
эпигейные - растущие на почве;
эпилитные - растущие на камнях.
Особый интерес (в качестве самостоятельного
объекта исследований) представляет мало
изученная экологическая группа лишайников «переходных»
ассоциаций - «прикорневых воронок», т.е.
переходных участков между почвой и стволом
дерева.
В этой зоне одновременно сосуществуют виды
эпилитных, эпигейных и эпифитных лишайников, а
также многочисленные мхи и водоросли.
В зависимости от местных условий (разнообразия
субстратов), численности и разнообразия
лишайников, времени и «трудовых ресурсов», со
школьниками можно изучать либо некоторые, либо
все экологические группы лишайников.
Наибольшей численностью в средней полосе
России (в лесной зоне) обладают эпифитные
лишайники, т.е. обитающие на коре стволов и
ветвей деревьев и кустарников. Именно эпифитные
лишайники чаще всего попадаются на глаза в лесу.
В условиях с относительно чистым воздухом
эпифитные лишайники представлены, обычно,
наибольшим числом видов и в большом количестве.
Целью работы является изучение и описание
флоры лишайников и лишайниковых сообществ в
окрестностях базы (школы, учебного центра).
Данная тема может быть подразделена на три
составляющих:
1) составление флоры (изучение видового состава)
лишайников в окрестностях базы (школы),
2) изучение пространственного распределения
видов лишайников (по субстратам, древесным
породам и биотопам),
3) описания лишайниковых сообществ из различных
экологических групп.
Изучать одну, две или все три темы данной
работы, - зависит, как обычно, от местных условий
(обилия лишайников и разнообразия их
местообитаний), наличия времени на исследование
и «трудовых ресурсов».
Успешность выполнения данной
исследовательской работы сильно зависит от двух
факторов: наличия самих лишайников в исследуемой
местности и наличия хороших определителей
лишайников.
Естественно, наиболее удачные исследования
могут быть проведены в регионах с относительно
чистым воздухом - здесь будут, вероятнее всего,
представлены не менее 20 основных видов
лишайников.
Краткие рекомендации по сбору и определению
лишайников
При любых исследованиях лишайников в
большинстве случаев определить их
представителей до вида в полевых условиях не
представляется возможным. В связи с этим
лишайники приходится собирать и доставлять в...
Приобрести данное методическое пособие всего
за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков: