Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
МАГАЗИН >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная

Методические материалы

Полевой практикум
    Программа "Экологический ликбез"
    Ландшафтоведение (география)
    Ботаника
    Зоология
    Водная экология и гидробиология
    Программа "Эколог-исследователь"
    Тематики исследований

Методические пособия
    Ландшафтоведение (география)
    Ботаника и геоботаника
    Зоология
    Водная экология и гидробиология
    Мониторинг и биоиндикация
    Организационные вопросы

Учебные фильмы
    Осенний сезон
    Зимний сезон
    Весенний сезон
    Летний сезон

Компьютерные определители
    Грибы
    Водоросли
    Лишайники
    Мохообразные
    Деревья и кустарники зимой
    Деревья и кустарники летом
    Дикорастущие цветы
    Бабочки
    Насекомые-вредители
    Водные беспозвоночные
    Рыбы
    Амфибии (земноводные)
    Рептилии (пресмыкающиеся)
    Птицы и птичьи гнезда
    Млекопитающие (звери)

Определители растений
    Деревья зимой
    Кустарники зимой
    Деревья летом
    Кустарники летом
    Первоцветы
    Цветы лесов
    Цветы лугов и полей
    Цветы водоемов и болот

Карманные определители
    Обитатели водоемов
    Птицы
    Звери и их следы

Определительные таблицы
    Грибы: часть 1
    Грибы: часть 2
    Лишайники
    Водоросли
    Мхи
    Первоцветы
    Цветы лесов
    Цветы лугов
    Цветы водоемов
    Деревья зимой
    Кустарники зимой
    Деревья летом
    Кустарники летом
    Водные беспозвоночные
    Дневные бабочки
    Рыбы
    Амфибии и рептилии
    Зимующие птицы
    Перелетные птицы
    Млекопитающие

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Картографирование лесных фитоценозов

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов, Н.С. Лазарева
© «Экосистема», 2001

Картографирование лесных фитоценозовАннотация. В данном пособии рассказано о двух методических приемах картирования растительности – сплошного картирования (лесного квартала) и картирования трансекты (узкой полосы). Описаны основные этапы работы: рекогносцировочное обследование, выделение растительных сообществ, их описание и нанесение на карту методом глазомерной съемки, построение легенды с элементами классификации растительности, оформление карты, анализ пространственного распределения сообществ.

Введение

Важным итогом изучения экологических взаимосвязей любой территории является установление закономерностей пространственного распределения компонентов экосистемы на данной территории, в основном - выявление взаимоотношений между растительностью и средой её обитания.

Как уже указывалось выше, такие данные можно получить двумя основными способами: путём заложения и описания комплексного ландшафтного профиля и путем составления геоботанической карты. Методика заложения и описания профиля была рассмотрена на предыдущих занятиях (занятие №3 и занятие №8, осенний сезон).

На данном занятии школьники научатся составлению геоботанической карты.

Методы и результаты изучения растительности на профиле или путем составления карты схожи, но каждая из этих методик имеет свои особенности и цели.

Результаты профилирования отражаются наглядно в виде профиля - вертикального "среза" изученного участка ("вид сбоку"), а результаты геоботанического картирования - в форме цветной карты ("вид сверху").

Изучение растительности на профиле лучше демонстрирует изменения фитоценозов в зависимости от рельефа (например, по линии долина-водораздел), а геоботаническая карты лучше показывает контуры фитоценозов и многообразие и соотношение различных растительных сообществ.

Кроме того, на выбор способа отражения растительности влияет вторичная цель – для чего изучается растительность. При изучении собственно растительного покрова рациональнее изучать его на профиле – он лучше отражает особенности распределения растительности в ее связи с рельефом и почвами. При проведении комплексных экологических или специальных геоботанических исследований также целесообразнее исследовать комплексный профиль.

В то же время, при проведении мониторинговых и зоологических исследований, например при изучении загрязнений или радиационного фона, или изучении гнездовых территорий птиц или структуры населения млекопитающих, целесообразнее изучать растительность методом картографирования. Рациональнее составлять геоботанические карты также и при изучении других объектов, распределение которых, в свою очередь, зависит от растительности (беспозвоночные животные, лишайники, грибы и т.п.).

Методы картографирования растительности

Также как и любые другие карты, геоботанические карты по масштабу разделяются на мелко-, средне- и крупномасштабные. Не обсуждая особенности карт растительности мира, регионов или ботанико-географических районов, на данном занятии речь пойдет о составлении крупномасштабных геоботанических карт.

Крупномасштабная геоботаническая карта даёт представление о распределении растительных сообществ на ограниченном участке исследуемой территории, показывает характер границ и переходов между ними.

Геоботаническая карта может составляться различными способами, начиная от сплошного геоботанического обследования и кончая аэро- или космической съемкой, но для целей данного учебного задания мы остановимся на двух вариантах – сплошного картографирования лесного квартала методом глазомерной съемки и картировании линейной трансекты.

Какому приёму исследований отдать предпочтение зависит прежде всего от особенностей растительности изучаемой территории.

1) На лесных территориях с мало нарушенным растительным покровом и более или менее четкой сменой растительных сообществ целесообразно использовать сплошное картографирование в масштабе 1 : 5 000 (в 1 см 50 м) участка с примерными размерами 0,5 х 0,5 км (0,25 км2). Рациональнее воспользоваться этим способом картографирования в случае, если на изучаемый участок местности уже имеется карта-основа (например, составленная на занятии №2, зимний сезон).

2) На участках с сильной мозаичностью растительного покрова (парки, лесополосы), а также при отсутствии карты-основы лучше использовать методику линейных трансект. Линейная трансекта – это полоса шириной 70-100 метров и длиной около 1 км.

Сплошное картографирование лесного квартала методом глазомерной съемки

Сущностью сплошного картографирования методом глазомерной съемки является прохождение картируемого участка (как правило, лесного квартала) сетью...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие





Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *