Аннотация. Данное
пособие включает в себя простейшую методику
поярусного изучения растительного сообщества
леса, которое включает в себя описание основных
характеристик растительных пологов: видового
состава и соотношения видов в сообществе по их
относительной численности, для древесного и
кустарникового ярусов - диаметра стволов, высоты
и возраста. Приводятся различные способы
измерения этих показателей, а также способы
наглядного отображения результатов
проведенного описания.
Введение
Практически во всех фитоценозах виды растений
распределены по ярусам, то есть высотным
группам, в зависимости от их потребности в
свете. В лесу ярусы хорошо видны, т.к. кроме света,
растения делят между собой пространство для
крон.
Число ярусов в лесном сообществе может быть
очень разным. В сообществах, богатых ресурсами и
видами, ярусов больше, например, в тропических
дождевых лесах их выделяют больше 20.
В умеренной зоне леса устроены проще и, как
правило, в них выделяют не больше 5 ярусов.
Обычно, это 3 яруса древесной растительности -
взрослые деревья (спелый древостой), т.е. те, что
собственно и образуют так называемый «лес»,
кустарники, никогда не вырастающие большими, и
ярус подроста, состоящий из молодых деревьев,
которые со временем могут вырасти в первый ярус.
Кроме этих трех ярусов имеются два яруса
напочвенного покрова –
травянисто-кустарничковый ярус из травянистых
растений и кустарничков и моховой ярус из
наземных мхов и лишайников.
Далеко не всегда все эти ярусы присутствуют
в каждом типе леса. Например, молодой еловый лес,
в котором густые кроны ёлочек тесно сближены,
часто состоит только из двух ярусов – древесного
и мохового, а бывают леса, в которых число ярусов
больше, – например, древостой состоит из
нескольких видов взрослых деревьев, чётко
отличающихся по высоте.
Цель данного учебного задания - описание
ярусной структуры леса и сравнение структуры
разных растительных сообществ. Выполнение этого
задания даст учащимся возможность познакомиться
со строением растительности своей местности, с
основными видами растений, формирующими
растительное сообщество, сформирует навыки
ботанических описаний, которые часто бывают
необходимы при проведении исследований по
другим темам и объектам природы.
Методика геоботанического описания
Общие положения
В данном методическом пособии изложена
простейшая методика, позволяющая стандартизировать
процедуру описания, с тем, чтобы данные описаний,
сделанные разными авторами и в различных
местообитаниях, были сравнимы.
Следует иметь в виду при этом, что данная
методика является сильно упрощенной и может
быть рекомендована только для целей
учебно-исследовательской работы, а также при
проведении исследований, где ботанические
описания не являются основными (например, при
выполнении зоологических или почвенных
исследований, в том числе по данному курсу).
Эта же методика, в немного более упрощенном
виде, использовалась на предыдущих занятиях
данной серии, так или иначе, связанных с
ботаникой и исследованиями растительного
покрова (занятие №8, осенний сезон,
занятия № 4 и № 5, зимний
сезон, занятия № 2, № 3 и № 4, весенний сезон). По сравнению с
предыдущими занятиями, техника разметки
площадки и проведения измерений некоторых
параметров растительности на данном занятии
несколько усложнены.
Материалы и оборудование
При проведении простейшего геоботанического
описания понадобятся: бланк описания (рис. 1 в
конце пособия), рулетка для разметки площадки и
измерения длины упавших стволов деревьев,
сантиметровая лента (или та же рулетка, если на
ней имеются сантиметровые деления) - для
измерения диаметров стволов, высотомер (если
есть). Может также потребоваться пакет или
гербарная папка для сбора неизвестных растений.
Для сбора мхов потребуются бумажные пакетики.
Заложение площадки
Начинать работу следует с выбора места для
проведения описаний и заложения пробной
площадки. Если на предыдущих занятиях данной
серии при проведении геоботанических описаний
можно было обойтись без заложения площадки с
четкими границами, при выполнении данной работы
требуются более жесткие стандарты, так как ее
целью является описание определенного типа
растительного сообщества (не сообщества
«вообще»), а вполне...
Приобрести данное методическое пособие всего
за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков: