Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
МАГАЗИН >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная

Методические материалы

Полевой практикум
    Программа "Экологический ликбез"
    Ландшафтоведение (география)
    Ботаника
    Зоология
    Водная экология и гидробиология
    Программа "Эколог-исследователь"
    Тематики исследований

Методические пособия
    Ландшафтоведение (география)
    Ботаника и геоботаника
    Зоология
    Водная экология и гидробиология
    Мониторинг и биоиндикация
    Организационные вопросы

Учебные фильмы
    Осенний сезон
    Зимний сезон
    Весенний сезон
    Летний сезон

Компьютерные определители
    Грибы
    Водоросли
    Лишайники
    Мохообразные
    Деревья и кустарники зимой
    Деревья и кустарники летом
    Дикорастущие цветы
    Бабочки
    Насекомые-вредители
    Водные беспозвоночные
    Рыбы
    Амфибии (земноводные)
    Рептилии (пресмыкающиеся)
    Птицы и птичьи гнезда
    Млекопитающие (звери)

Определители растений
    Деревья зимой
    Кустарники зимой
    Деревья летом
    Кустарники летом
    Первоцветы
    Цветы лесов
    Цветы лугов и полей
    Цветы водоемов и болот

Карманные определители
    Обитатели водоемов
    Птицы
    Звери и их следы

Определительные таблицы
    Грибы: часть 1
    Грибы: часть 2
    Лишайники
    Водоросли
    Мхи
    Первоцветы
    Цветы лесов
    Цветы лугов
    Цветы водоемов
    Деревья зимой
    Кустарники зимой
    Деревья летом
    Кустарники летом
    Водные беспозвоночные
    Дневные бабочки
    Рыбы
    Амфибии и рептилии
    Зимующие птицы
    Перелетные птицы
    Млекопитающие


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

Изучение лесных беспозвоночных (часть 2: травяной ярус, кроны, воздушная среда)

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 2001

Изучение лесных беспозвоночных (часть 2: травяной ярус, кроны, воздушная среда)Аннотация. Данное пособие включает в себя описание общих правил проведения энтомологических исследований, общей структуры учебного занятия, а также описание методик изучения беспозвоночных, обитающих в доступных в летний период средах: в траве, в кронах деревьев и кустарников, а также летающих беспозвоночных. Для каждой группы описаны методики учета численности и оценки плотности населения, а также способы привлечения и отлова.

Введение

Данное исследовательское задание является продолжением работы по изучению беспозвоночных животных, обитающих в различных средах. В первой части данного задания речь шла о методиках сбора и учета животных в лесной подстилке и древесине (занятие № 5, весенний сезон). Беспозвоночные животные, обитающие в водной среде, изучаются на другом специальном занятии данной серии («Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния» - занятие № 7, летний сезон).

На данном учебном занятии школьники познакомятся с методами сбора и учета беспозвоночных травяного яруса, древесных крон и летающих беспозвоночных.

Вводная теоретическая часть занятия, посвященная общим правилам проведения энтомологических исследований и общим положениям о методиках сбора и учета беспозвоночных, изложена в первом методическом пособии по данной теме. Все эти правила и общие положения в равной степени применимы и к данному учебному заданию.

Организация работы

Структура выполнения данного задания аналогична структуре первой части.

Вначале учащихся знакомят с различными типами местообитаний беспозвоночных животных и соответствующими им экологическими группами животных. В лесу такими местообитаниями (условно снизу – вверх) являются: почва, лесная подстилка, травяной ярус, древесина (стволы деревьев и пни), кроны кустарников и деревьев и воздушная среда. В соответствии с этой структурой и строится исследовательская работа, – последовательно изучается каждое из этих местообитаний.

При подготовке к выполнению данного задания следует напомнить школьникам общие правила проведения сборов беспозвоночных животных, а также основные способы и орудия их лова, с которыми учащиеся познакомились при выполнении предыдущего задания.

Подробнее следует остановиться на обсуждении экологических групп беспозвоночных трех вновь изучаемых сред обитания – травяного яруса, древесных крон и воздушной среды, а также способах и орудиях лова животных в этих средах (информация об орудиях и методах сбора содержится в следующих главах данного пособия).

Практическую работу следует начать с учебного занятия по овладению методиками сбора и учета беспозвоночных в траве, кронах и в воздухе. На данном вводном полевом занятии вся группа работает совместно и во главе с преподавателем проводит «показательные» учеты каждой из методик в каком-либо одном, типичном биотопе в ближайших окрестностях школы или учебного центра. Методики учетов в каждой из исследуемых сред изложены ниже в соответствующих главах.

Основную часть исследовательской работы организуют следующим образом. Группу учащихся разбивают на рабочие бригады по 2-3 человека и каждой группе дают задание – обследовать разные биотопы в районе проведения работ.

В типичном случае средней полосы при изучении травяного яруса это могут быть несколько видов лугов: пойменный, суходольный (на водораздельных участках), поляны в лесу, сельскохозяйственные угодья.

При изучении крон это могут быть кроны различных видов деревьев и кустарников, или же кроны какого-либо одного вида растения, произрастающего в различных растительных сообществах - биотопах.

Что касается воздушной среды, то разнообразие местообитаний летающих насекомых здесь очень велико: можно сравнивать между собой леса и открытые биотопы, естественные и урбанизированные ландшафты, районы в разной степени удаленные от водоемов и т.д. Что касается методик отлова и учета летающих беспозвоночных, то в рамках данного учебного занятия можно ограничиться двумя основными и наиболее простыми методиками: относительным маршрутным (визуальным) учетом дневных бабочек и ночным учетом на световую ловушку (см. ниже). Остальные методики лова летающих беспозвоночных могут использоваться по...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !



Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |