Аннотация. В
данном пособии приводится методика биоиндикации
луговых сообществ по видовому составу и
численности травянистых растений. С их помощью
можно определить такие характеристики
физических условий луга увлажнение, динамика
увлажнения, богатство и засоление почв,
пастбищная дигрессия и аллювиальный режим.
Приводятся сравнительные экологические
свойства основных видов травянистых растений
средней полосы России, а также техника расчетов
экологических характеристик лугов методом
«экологической ординации».
Введение
Данная исследовательская работа является одной
из наиболее сложных и кропотливых в данной
серии, поскольку требует знания видов
травянистых растений, умения делать
геоботанические описания луговых сообществ, а
также обрабатывать количественно полученные
данные.
В основу данного занятия положена одна из
интереснейших методик биоиндикации. Как
известно, биоиндикация – это определение
различных характеристик среды по живым объектам.
В данном случае, объектом биоиндикации являются
луговые растительные сообщества. Для этих
сообществ с помощью данной методики можно
определить их важнейшие географические и
физические характеристики, не проводя никаких
географических (геоморфологических,
геологических, почвенных), физических,
химических или исторических исследований, а
проведя лишь только описание видового состава
растений, произрастающих на лугу.
В основу методики положены многолетние труды
российского ученого-агронома и ботаника Л.Г.
Раменского, проводившего широкомасштабные
исследования в 40-50-х годах 20-го века. Этим ученым
был проанализирован гигантский объем материала
в различных районах страны, где одновременно
изучался видовой состав лугов и физические
условия мест их произрастания. Сопоставляя
видовой состав и численность растений на лугах с
различными физическими условиями местности,
Л.Г.Раменский вывел закономерности заселения
различных типов лугов различными видами
растений. Благодаря его трудам, теперь
существуют «сравнительные экологические
таблицы растений», помещенные в данном
методическом пособии, с помощью которых каждый
найденный на лугу вид говорит исследователю о
величине той или иной физической характеристики
территории исследования.
Всего Л.Г.Раменским изучены пять
экологических характеристик («шкал») луговых
сообществ: 1) шкала «увлажнения» (далее в таблицах
обозначается буквой «У»), 2) шкала «переменности
увлажнения» («ПУ»), 3) шкала «активного богатства
и засоленности почв» («БЗ»), 4) шкала
«аллювиальности» («А»), и 5) шкала «пастбищной
дигрессии» («ПД»). Что это за шкалы, что они
характеризуют и как рассчитывать положение
данного лугового сообщества на каждой из этих
шкал – рассказано ниже в главе «Характеристики
шкал-градаций экологических условий».
Для проведения данной исследовательской
работы учащимся потребуются: бланки
геоботанических описаний (или полевые дневники
или тетради), полные (научные) определители
травянистых растений и сравнительные
экологические таблицы, приведенные в данном
методическом пособии.
Общий план организации работы
Выполнение данной исследовательской работы со
школьниками рациональнее всего организовать на
примере 3-5 заведомо различных по физическим
условиям среды луговых сообществ. Можно,
например, включить в исследование и описать луга,
находящиеся на разном удалении и разной высоте
относительно русла реки. Это даст возможность
сравнить луга с различными типами увлажнения,
переменности увлажнения, богатства почв и
аллювиальности.
Общий объем работы, т.е. число включенных в
исследование типов лугов (биотопов), зависит, как
обычно, от наличия и квалифицированности
«трудовых ресурсов» и наличия времени. Для
проведения стандартного геоботанического
обследования луга достаточно двух-трех учащихся.
Каждая такая группа проводит описание
одного-двух типов лугов в окрестностях
стационара. При планировании работы следует
учитывать, что полевой этап занимает
относительно немного времени (не более одного
часа на описание одного луга); большая же часть
времени уйдет на обработку материала
(определение неизвестных видов и работу с
таблицами).
Обязательными условиями выполнения полевой
части данной исследовательской работы является знание
учащимися всех видов травянистых растений, или
наличие полных (научных) определителей, а
также умение проводить описание травянистой
растительности.
Техника геоботанических описаний луговой
растительности
Описания луговой растительности проводятся по
стандартной схеме (см. предыдущие занятия
данной серии по геоботанике: № 8,
осенний сезон, № 4 и № 5,
зимний сезон, № 2, № 3 и № 4, весенний сезон, № 2 и № 3, летний сезон).
На лугу, на типичном, среднем его участке,
закладывается площадка для описания -
размером 1 х 1 метр. Углы площадки для...
Приобрести данное методическое пособие всего
за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков: