Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
МАГАЗИН >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная

Методические материалы

Полевой практикум
    Программа "Экологический ликбез"
    Ландшафтоведение (география)
    Ботаника
    Зоология
    Водная экология и гидробиология
    Программа "Эколог-исследователь"
    Тематики исследований

Методические пособия
    Ландшафтоведение (география)
    Ботаника и геоботаника
    Зоология
    Водная экология и гидробиология
    Мониторинг и биоиндикация
    Организационные вопросы

Учебные фильмы
    Осенний сезон
    Зимний сезон
    Весенний сезон
    Летний сезон

Компьютерные определители
    Грибы
    Водоросли
    Лишайники
    Мохообразные
    Деревья и кустарники зимой
    Деревья и кустарники летом
    Дикорастущие цветы
    Бабочки
    Насекомые-вредители
    Водные беспозвоночные
    Рыбы
    Амфибии (земноводные)
    Рептилии (пресмыкающиеся)
    Птицы и птичьи гнезда
    Млекопитающие (звери)

Определители растений
    Деревья зимой
    Кустарники зимой
    Деревья летом
    Кустарники летом
    Первоцветы
    Цветы лесов
    Цветы лугов и полей
    Цветы водоемов и болот

Карманные определители
    Обитатели водоемов
    Птицы
    Звери и их следы

Определительные таблицы
    Грибы: часть 1
    Грибы: часть 2
    Лишайники
    Водоросли
    Мхи
    Первоцветы
    Цветы лесов
    Цветы лугов
    Цветы водоемов
    Деревья зимой
    Кустарники зимой
    Деревья летом
    Кустарники летом
    Водные беспозвоночные
    Дневные бабочки
    Рыбы
    Амфибии и рептилии
    Зимующие птицы
    Перелетные птицы
    Млекопитающие


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

Программа проведения комплексного экологического обследования территории

© А.С. Боголюбов
© «Экосистема», 1996

Программа проведения комплексного экологического обследования территорииАннотация. Данное пособие включает в себя краткий перечень работ и оборудования для проведения комплексного рекогносцировочного обследования территории по направлениям: топография и картография, геология, почвоведение, флористика, геоботаника, лесоведение, зоология, гидробиология и охрана природы. Программа может быть использована при проведении учебно-исследовательских мероприятий с детьми - слетов, экологических лагерей, полевых практикумов.

Введение

Настоящая "программа" разработана с целью ее использования группами юных экологов под руководством педагогов при необходимости проведения комплексных обследований природных комплексов.

Программа включает в себя лишь самую общую информацию об основных направлениях проведения комплексной экологической оценки территории (подобно школьной программе). В основном, данные рекомендации включают в себя перечень тех направлений и простейших заданий (проблем), которые можно и необходимо реализовать при проведении первого экологического обследования.

Чаще всего подобного рода исследования необходимо бывает провести для создания основы (базы) для дальнейших стационарных экологических исследований. Дальнейшие исследования, несомненно, должны быть уже более глубокими.

Апробация

Представляемая программа была апробирована при проведении 1-го Всероссийского Слета юных экологов в августе-сентябре 1994 г. на примере природного комплекса прибрежного участка территории Северо-Западного Кавказа (Всероссийский Детский Центр "Орленок") (автор программы - к.б.н. А.С. Боголюбов).

При проведении обследования работами была охвачена территория в 6 квадратных километров. Сбор материала проводили 15 групп общей численностью 200 человек (по 2-3 часа в день). Предлагаемый ниже перечень направлений и работ был выполнен полностью.

Общие положения

Первым вопросом при постановке задачи комплексного экологического обследования территории ставится обычно вопрос о наборе (перечне) направлений сбора материала. При желании провести "истинно экологическое" исследование, оценка территории должна вестись по следующим девяти направлениям:

1) топография и картография, 2) геология, 3) почвоведение, 4) флористика, 5) геоботаника, 6) лесоведение, 7) зоология, 8) гидробиология, 9) охрана природы.

Общий план работы

Работы по каждому из направлений должны проводиться в несколько этапов.

Первый этап - подготовительный (теоретический).

  • Теоретические занятия с разъяснением целей, задач, этапов проведения работы и оформления результатов.
  • Беседы (лекции) на тему предстоящей работы с изложением конкретных механизмов сбора и обработки данных и оформления результатов.
  • Распределение обязанностей среди участников групп, если таковое возможно и предусмотрено программой мероприятия.
  • Выработка конкретного плана сбора и обработки материала.
  • Составление общих характеристик района предстоящих работ по литературным источникам.
  • Рекогносцировочные экскурсии по району работ.

Второй этап - сбор полевого материала.

Собственно проведение экологических исследований. Работа в полевых условиях по тематическим направлениям группами с педагогом-инструктором. По окончании каждого дня - камеральная обработка собранных материалов и составление плана на следующий день.

Третий этап - составление отчетов.

Ожидаемый результат

Результатом общей работы должны быть:

1) крупномасштабная (1:1000, в 1 см.- 10 м.) настенная карта района общеэкологического содержания (рельеф, типы растительности, водоемы и водотоки, населенные пункты, пути сообщения и т.п. детали, отражаемые на общегеографических картах),

2) серия тематических карт меньшего масштаба (1:2500, в 1 см.-25 м.): геоморфологическая (карта рельефа), почвенная, геоботаническая, флористическая, лесной...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !



Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |