Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
МАГАЗИН >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная

Методические материалы

Полевой практикум
    Программа "Экологический ликбез"
    Ландшафтоведение (география)
    Ботаника
    Зоология
    Водная экология и гидробиология
    Программа "Эколог-исследователь"
    Тематики исследований

Методические пособия
    Ландшафтоведение (география)
    Ботаника и геоботаника
    Зоология
    Водная экология и гидробиология
    Мониторинг и биоиндикация
    Организационные вопросы

Учебные фильмы
    Осенний сезон
    Зимний сезон
    Весенний сезон
    Летний сезон

Компьютерные определители
    Грибы
    Водоросли
    Лишайники
    Мохообразные
    Деревья и кустарники зимой
    Деревья и кустарники летом
    Дикорастущие цветы
    Бабочки
    Насекомые-вредители
    Водные беспозвоночные
    Рыбы
    Амфибии (земноводные)
    Рептилии (пресмыкающиеся)
    Птицы и птичьи гнезда
    Млекопитающие (звери)

Определители растений
    Деревья зимой
    Кустарники зимой
    Деревья летом
    Кустарники летом
    Первоцветы
    Цветы лесов
    Цветы лугов и полей
    Цветы водоемов и болот

Карманные определители
    Обитатели водоемов
    Птицы
    Звери и их следы

Определительные таблицы
    Грибы: часть 1
    Грибы: часть 2
    Лишайники
    Водоросли
    Мхи
    Первоцветы
    Цветы лесов
    Цветы лугов
    Цветы водоемов
    Деревья зимой
    Кустарники зимой
    Деревья летом
    Кустарники летом
    Водные беспозвоночные
    Дневные бабочки
    Рыбы
    Амфибии и рептилии
    Зимующие птицы
    Перелетные птицы
    Млекопитающие


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

Ведение записей в природе. Тетрадь полевого практикума

© А.С. Боголюбов
© «Экосистема», 2004

Ведение записей в природе. Тетрадь полевого практикумаВажной составной частью любых учебных занятий в природе является первичное фиксирование наблюдаемых фактов. Это касается как краткосрочных полевых экскурсий, так и многодневных походов, экспедиций и практикумов. Именно поэтому правильному ведению полевого дневника, в нашем случае – тетради полевого практикума, нужно уделять особое внимание.

Правилам ведения простейшего полевого дневника посвящено немало литературы (например: Харитонов Н.П. Как записывать наблюдения? Методические рекомендации. – М.: изд-во МГДТиЮ. 1997. 13 с). В этом нет ничего сложного.

Напомним основные правила:

- все наблюдаемые в природе события надо записывать - в той или иной форме, ибо со временем они стираются из памяти;

- записи надо делать в тот же день, когда были сделаны наблюдения, а желательно – прямо на месте, т.е. в природе;

- для полевого дневника лучше всего подойдет блокнот с клетчатой бумагой и в твердой обложке;

- дневник должен быть надписан, т.е. на первой странице указаны координаты владельца (ФИО, адрес и телефон), что может помочь при его утере;

- записи в полевом дневнике делают на одной стороне листа (например, на правой) - это спасет записи от размывания при намокании и даст возможность в случае необходимости дописывать комментарии и делать рисунки;

- писать в полевом дневнике надо только карандашом, чернила расплываются при намокании, а шариковые ручки на морозе или на мокрой бумаге не пишут;

- перед началом любых записей следует указать место и время наблюдений, а также описать погоду;

- записи следует делать по возможности четким, разборчивым подчерком, чтобы по прошествии времени сам «хозяин» записей, или другой человек, смогли прочитать написанное;

Применительно к школьным экологическим практикумам можно добавить следующее. Поскольку объем первичного материала при проведении даже самых простейших натурных исследований в рамках программы достаточно велик, в качестве полевого дневника можно порекомендовать общие тетради объемом 24 или даже 48 листов в клеточку. Писать в них также желательно карандашом на одной стороне листа (на правой). Помимо общих тетрадей школьники, выезжающие на практикум, должны иметь при себе альбомы для рисования и листы белой писчей бумаги формата А4 (или листы клетчатой бумаги из тетрадей большого формата).

Хорошей альтернативой полевому дневнику или общей тетради на полевом практикуме может быть специальная «Тетрадь полевого практикума». В экологическом центре «Экосистема» такая тетрадь (объемом 16 страниц формата А5, образец см. ниже) выдается детям, которые приезжают на практику систематически, т.е. тем школам, у которых полевой практикум включен в учебный план. Поскольку тетрадь тиражируется типографским способом, то ее стоимость (даже при таком небольшом объеме) превышает стоимость простой общей тетради. В связи с этим, рекомендовать такую тетрадь мы можем только тем образовательным учреждениям, у которых проведение таких практикумов поставлено «на поток».

В нашем экологическим центре «Тетрадь» рассчитана на ее использование в течение двух заездов (этапов) программы «Экологический ликбез», т.е. во время двух первых выездов на практику. В рамках программы «Эколог-исследователь» никакой тетради не предусмотрено, да это и нерационально, т.к. дети выполняют различные и очень разнообразные по содержанию и оформлению исследовательские работы.

Наша тетрадь рассчитана на ее заполнение во время занятий по всем четырем предметам программы «Экологический ликбез» - ландшафтоведению, ботанике, зоологии и водной экологии. В целях экономии ее объема (и цены, соответственно), в тетради предусмотрено место лишь для минимального...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !



Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |