Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
МАГАЗИН >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная

Методические материалы

Полевой практикум
    Программа "Экологический ликбез"
    Ландшафтоведение (география)
    Ботаника
    Зоология
    Водная экология и гидробиология
    Программа "Эколог-исследователь"
    Тематики исследований

Методические пособия
    Ландшафтоведение (география)
    Ботаника и геоботаника
    Зоология
    Водная экология и гидробиология
    Мониторинг и биоиндикация
    Организационные вопросы

Учебные фильмы
    Осенний сезон
    Зимний сезон
    Весенний сезон
    Летний сезон

Компьютерные определители
    Грибы
    Водоросли
    Лишайники
    Мохообразные
    Деревья и кустарники зимой
    Деревья и кустарники летом
    Дикорастущие цветы
    Бабочки
    Насекомые-вредители
    Водные беспозвоночные
    Рыбы
    Амфибии (земноводные)
    Рептилии (пресмыкающиеся)
    Птицы и птичьи гнезда
    Млекопитающие (звери)

Определители растений
    Деревья зимой
    Кустарники зимой
    Деревья летом
    Кустарники летом
    Первоцветы
    Цветы лесов
    Цветы лугов и полей
    Цветы водоемов и болот

Карманные определители
    Обитатели водоемов
    Птицы
    Звери и их следы

Определительные таблицы
    Грибы: часть 1
    Грибы: часть 2
    Лишайники
    Водоросли
    Мхи
    Первоцветы
    Цветы лесов
    Цветы лугов
    Цветы водоемов
    Деревья зимой
    Кустарники зимой
    Деревья летом
    Кустарники летом
    Водные беспозвоночные
    Дневные бабочки
    Рыбы
    Амфибии и рептилии
    Зимующие птицы
    Перелетные птицы
    Млекопитающие


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

Составление учебного гербария

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов, Н.С. Лазарева
© «Экосистема», 2002

Составление учебного гербарияАннотация. Данное пособие включает в себя описание правил сбора гербариев травянистых растений, оборудования и техники работы с ним, правил выбора растений для гербария, процедуры сбора, высушивания, монтирования и хранения гербариев, в том числе и отдельных сложных групп растений. Приводятся данные по технике объемной сушки, составлению коллекций плодов и семян, грибов, мхов и лишайников. Описывается процедура определения растений по определителям.

Зачем собирают гербарий?

Необходимость сбора гербариев возникает при:

1) составлении флоры (списка видов) какой-либо территории;

2) для выявления ареалов (областей произрастания) видов;

3) для выяснения экологической и биотопической приуроченности видов;

4) для изучения каких-либо особенностей видов, например, географической или экологической изменчивости;

5) при описании новых видов;

6) в учебных и демонстрационных целях.

Не всегда гербарий собирается по правилам, изложенным в данном пособии - рабочий гербарий может видоизменяться сообразно поставленной задаче - увеличиваться или уменьшаться, иногда могут собираться только отдельные необходимые части растений.

Кроме гербария, делаются и другие ботанические коллекции, такие как: побеги древесных растений в безлистном состоянии, древесина, мхи и лишайники, грибы, плоды и семена, растения, высушенные объемным способом.

Обязательно надо упомянуть, в каких случаях нельзя собирать гербарий.

Нельзя собирать гербарий просто так, без конкретной цели, особенно гербарий красивоцветущих и редких растений.

В настоящее время на Земле не так много мест, совершенно не тронутых человеком и практически любой вид растений может быть уничтожен неумеренным сбором. Обучать правилам изготовления гербария учащихся лучше на сорных, массовых видах. При сборе растения надо убедиться, что намеченные Вами экземпляры - не единственные в округе.

Без крайней нужды не следует собирать редкие растения, а при их гербаризации надо придерживаться следующих правил:

* многолетники лучше не выкапывать целиком, - достаточно бывает и части одного из побегов;

* однолетники собирают после рассеивания семян;

* перед сбором убедитесь, что растение не единственное.

Перед выходом на ботаническую экскурсию с группой - подробно объясните учащимся цель работы и объекты сбора, чтобы учащиеся не собирали только красивые растения.

Оборудование для сбора гербария

Перед началом сбора гербария подготавливается необходимое оборудование:

1) копалка; 2) гербарная папка; 3) гербарная сетка с веревкой; 4) «рубашки», т.е. бумага для перекладывания растений; 5) бумага для этикеток; 6) нож; 7) «матрасики» для сушки.

Копалка – это совок из достаточно прочной стали (не детский жестяной), или широкая стамеска. Хорошая копалка получается из обрезка стальной трубы диаметром 4-5 см и длиной 25-30 см, соответствующим образом отпиленная и заточенная (рис. 1). Края слегка разгибаются и затачиваются.

Гербарная папка нужна для транспортировки растений с экскурсии, т.е. временного их хранения в расправленном состоянии. Размер папки примерно 35 х 50 см. Папка представляет собой две фанерки или картонки с продетыми в прорези ремешками или веревкой (рис. 2). За эти веревки папка должна затягиваться или завязываться и иметь петлю для того, чтобы носить на плече.

Гербарная сетка предназначена для длительной сушки растений. Она представляет...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !



Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |