Аннотация. Данное пособие
посвящено описанию простейшей методики учета
птиц по голосам самцов. Сутью задания является
регулярное (через каждые 2-3 часа в течение всего
светлого времени суток) проведение учета на
постоянном маршруте с регистрацией всех поющих
самцов и последующим расчетом суточной динамики
их голосовой активности. Приводится общая схема
построения исследования, включая выбор и
заложение маршрута для учета, технику учета птиц
и способы оформления результатов.
Введение
Учеты птиц являются одной из популярнейших
тем самостоятельных исследовательских работ
школьников в природе, особенно в весенне-летний
сезон. В любом географическом регионе и в любом
биотопе в этот период можно встретить поющих
птиц. В это время года птиц удобнее всего
подсчитать, так как большинство из них держится
на постоянных территориях, что связано с
гнездованием.
С гнездованием также связано и само пение птиц.
Напомним, что пение характерно только для
самцов, которые исполняя характерную для своего
вида песню, обозначают занятую гнездовую
территорию, а также, на начальном этапе
гнездования, привлекают самку к размножению.
Наличие на том или ином участке поющего самца не
означает автоматически наличие здесь гнезда. У
многих видов часть самцов в течение всего лета
может оставаться холостой. В то же время, у других
видов (или у тех же видов в других условиях,
например при другой численности или в другой
части ареала), один самец может иметь несколько
самок (и, соответственно, несколько гнезд) на
своей территории. Следует также иметь в виду, что
наличие самки и гнезда (с яйцами или птенцами) не
исключает пения самца: он продолжает обозначать
свою территорию до конца гнездового сезона, т.е.
до момента вылета птенцов из гнезда.
Пение птиц не следует путать с другими
голосами, издаваемыми птицами. Это могут быть позывки
(сигнализация присутствия), сигналы опасности,
иные сигналы межполового и родительского
общения.
Для проведения учетов численности птиц в
гнездовой период с целью выявления плотности их
населения необходимо множество навыков.
Нужно уметь определять птиц по внешнему виду и
голосам, а также владеть техникой учета, т.е.
уметь измерять пройденные расстояния,
определять ширину учетной полосы или расстояния
до птиц, наконец нужно уметь описывать биотопы, в
которых проводится учет. Все эти навыки требуют
отработки в течение довольно продолжительного
времени.
На одном из осенних занятий данной серии при
выполнении исследовательской работы уже была
использована методика маршрутного учета птиц (занятие №7). Осенний учет был несложным
в части определения птиц, в связи с относительно
небольшим видовым разнообразием. Однако в части
техники проведения учета он был достаточно
полноценным, что может помочь при проведении
учета на текущем занятии.
На следующем весеннем занятии (занятие
№9) задача еще более усложнится – будет
предложено проведение учетов по поющим самцам
различными методиками, в том числе со всеми
вышеназванными технологиями учета.
Таким образом, данное занятие расширяет
навыки, полученные на осеннем занятии и готовит
учащихся к выполнению следующего задания.
Сутью данного исследования является
многократный в течение дня учет поющих самцов
разных видов птиц на постоянном относительно
коротком маршруте в окрестностях школы или
экологического центра. Ни состав растительности
вдоль линии маршрута, ни его протяженность, ни
погодные условия, ни даже квалификация учетчиков
при проведении данного исследования,
принципиального, т.е. решающего, значения не
имеют. Важно, чтобы учеты проводились на строго
постоянном маршруте и одними и теми же
учетчиками.
Для проведения учетов никакого специального оборудования,
кроме биноклей, не требуется. Нужны лишь полевой
дневник и знание голосов птиц (возможно
использование определителя).
Подготовительный этап
Учет птиц, проводимый на данном занятии,
технологически похож на «пройденный» ранее
маршрутный учет (занятие №7, осенний
сезон).
Его отличия от осеннего таковы:
1) Учет на данном учебном занятии проводится только
по поющим самцам, поэтому нужно знать только
песни основных видов птиц своей местности, а не
все голоса всех видов птиц (что значительно
сложнее). Поскольку в задачи данного
исследования не входит изучение всего птичьего
населения Вашей местности, достаточно выучить
основные поющие в данный период времени виды
(обычно в средней полосе это в пределах 10 видов).
2) Поскольку расчет плотности населения птиц в
задачи данного занятия не входит, учет
проводится без измерения дальностей
обнаружения (напомним, что осенью техника
учета включала в себя не только определение
видов птиц и подсчет их числа, но и определение
расстояний до птиц в момент обнаружения). Это
также облегчает проведение учета.
Тем не менее, учет птиц в гнездовой период
достаточно сложен. Наибольшую трудность для
начинающих исследователей представляет
определение птиц по голосам. Поэтому подготовку
учетчиков для этой работы следует начинать
заранее. Можно порекомендовать обучать
школьников голосам птиц в течение всей весны –
на любых экскурсиях, прогулках в лес, в походах и
т.п., таким образом, чтобы к моменту выполнения...
Приобрести данное методическое пособие всего
за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков: