Аннотация. В
данном пособии приведена простейшая методика
наблюдений за территориальным поведением птиц,
входящих в синичьи стаи во внегнездовой период
года (осенью и зимой). Сутью методики является
слежение за перемещением стайки по лесу, с
нанесением на карту маршрута ее движения и
скорости перемещения. На основании этих данных
определяется «кормовая территория» стаи.
Методика применима в лесной зоне где обитает
хотя бы один вид из тех, что образуют синичьи
стаи.
Введение
Изучение внегнездовой биологии птиц,
образующих в лесной зоне смешанные синичьи
стайки, является одной из наиболее излюбленных
и популярных тем самостоятельной
исследовательской работы юных зоологов.
В состав смешанных синичьих стай в лесной зоне
России потенциально входят 10-15 видов мелких
лесных птиц. Это, во-первых, собственно синицы: 1)
пухляк, 2) большая синица, 3) лазоревка, 4) хохлатая
синица, 5) московка. На севере лесной зоны в состав
стай входит также сероголовая гаичка, на юге и
западе в широколиственных лесах - черноголовая
гаичка. Кроме этих основных видов, в состав
смешанных стай входят также виды, не относящиеся
к семейству синиц, но являющиеся «полноправными»
членами синичьих стай: 6) желтоголовый королек, 7)
ополовник (длиннохвостая синица), 8) пищуха, и 9)
поползень. Кроме этих видов в состав смешанных
стай входят также «сопутствующие» виды: 10)
большой пестрый дятел и 11) малый пестрый дятел и,
иногда - трехпалый дятел. Дятлы, как правило,
входят в состав синичьих стаек на короткие
промежутки времени - когда стайка, кочуя по лесу,
«проходит» через территорию обитания дятла.
С различных точек зрения изучение биологии
синичьих стай является очень «выигрышной»
темой самостоятельной учебно-исследовательской
деятельности школьников.
Во-первых, для проведения данных исследований
досконального знания всех зимующих птиц (как,
например, при проведении учетов численности) не
требуется - определять приходится от 2 до 6
видов, хорошо различимых при длительном
наблюдении.
Во-вторых, техника самих наблюдений очень
проста и не требует столь большого внимания и
практических навыков, как при проведении учетов.
В-третьих, наблюдения за синичьими стайками
хорошо тренируют внимание, учат
«высматривать» птиц в природе.
В-четвертых - при проведении данного
исследования учащиеся имеют возможность «близко
познакомиться» с изучаемыми видами, т.к. часто
при длительном наблюдении птицы привыкают к
человеку и начинают подпускать на близкое
расстояние (до 1 метра).
В-пятых, при изучении маршрута движения стайки
по лесу учащиеся одновременно учатся работать
с картой, определять расстояния на местности,
ориентироваться.
Наконец, при наблюдениях за синичьими стайками
используется врожденный «охотничий азарт»
человека, и, в особенности, детей.
Все это позволяет использовать для работы с
детьми в природе простейшую методику
картирования территориальных перемещений стай в
лесу. Задачей данного учебного задания
является обозначение на местности участка
обитания (территории) синичьей стайки и изучение
особенностей поведения стай, как целостных
образований.
Для проведения работы понадобится карта
местности, на которой будут проводиться
наблюдения, компас и бинокли.
Общие положения
Период исследований
Наблюдения за биологией птиц, входящих в
смешанные синичьи стайки, возможны в течение
большей части года - с июля по март-апрель. Из
потенциального периода наблюдений выпадает лишь
короткий гнездовой сезон - в это время стаи
распадаются, т.к. птицы держатся парами. Но с
вылетом молодых в конце сезона размножения
наблюдения становятся возможными вновь.
Идеальное время для организации наблюдений за
территориальным поведением стай - поздняя
осень и зима (ноябрь-февраль). В это время птицы
держатся в постоянных по составу группах и, что
очень важно, - на постоянных территориях, размер
которых в средней полосе зависит от типа леса и
варьирует от 5 до 50 гектар. Поэтому наблюдения за
ними в этот период не столь трудоемки, как летом
или ранней осенью, когда птицы широко кочуют и
сам процесс наблюдения за стайкой (ее
«тропление») может оказаться физически трудным -
птицы движутся по лесу с неравномерной скоростью
(то замедляя, то ускоряя свой ход). Кроме того,
ранней осенью...
Приобрести данное методическое пособие всего
за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков: