Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
МАГАЗИН >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная

Методические материалы

Полевой практикум
    Программа "Экологический ликбез"
    Ландшафтоведение (география)
    Ботаника
    Зоология
    Водная экология и гидробиология
    Программа "Эколог-исследователь"
    Тематики исследований

Методические пособия
    Ландшафтоведение (география)
    Ботаника и геоботаника
    Зоология
    Водная экология и гидробиология
    Мониторинг и биоиндикация
    Организационные вопросы

Учебные фильмы
    Осенний сезон
    Зимний сезон
    Весенний сезон
    Летний сезон

Компьютерные определители
    Грибы
    Водоросли
    Лишайники
    Мохообразные
    Деревья и кустарники зимой
    Деревья и кустарники летом
    Дикорастущие цветы
    Бабочки
    Насекомые-вредители
    Водные беспозвоночные
    Рыбы
    Амфибии (земноводные)
    Рептилии (пресмыкающиеся)
    Птицы и птичьи гнезда
    Млекопитающие (звери)

Определители растений
    Деревья зимой
    Кустарники зимой
    Деревья летом
    Кустарники летом
    Первоцветы
    Цветы лесов
    Цветы лугов и полей
    Цветы водоемов и болот

Карманные определители
    Обитатели водоемов
    Птицы
    Звери и их следы

Определительные таблицы
    Грибы: часть 1
    Грибы: часть 2
    Лишайники
    Водоросли
    Мхи
    Первоцветы
    Цветы лесов
    Цветы лугов
    Цветы водоемов
    Деревья зимой
    Кустарники зимой
    Деревья летом
    Кустарники летом
    Водные беспозвоночные
    Дневные бабочки
    Рыбы
    Амфибии и рептилии
    Зимующие птицы
    Перелетные птицы
    Млекопитающие


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

Методы учета численности мелких млекопитающих

© О.В. Хазов, А.С. Боголюбов
© Экосистема, 1996

Методы учета численности мелких млекопитающихАннотация. В данном пособии описаны методики отлова и учета мелких млекопитающих в природных (естественных) биотопах, а также способы подсчета относительной или абсолютной численности животных. Описываются признаки, по которым можно судить о грядущем повышении или понижении численности грызунов. Во второй части пособия даются возможные варианты тем самостоятельной исследовательской работы школьников с использованием некоторых простейших методик, изложенных в первой части.

Данное пособие является вспомогательным, т.е. может быть использовано не столько при проведении краткосрочных экологических практикумов, сколько во время длительных (многодневных) летних экологических лагерей и экспедиций.

Введение

Интерес, проявляемый учащимися к исследованиям мелких млекопитающих, связан с известным на примере изучения птиц «охотничьим азартом» и возможностью познакомиться поближе с живыми объектами. В связи с этим, основное внимание при прохождении данной темы следует уделить правилам ловли и обращения с живыми животными.

Основные правила, общие для всех тем данного раздела заключаются в следующем: 1) исследовательские методики должны быть основаны только на прижизненном изучении животных, 2) обращение учащихся с животными должно быть предельно бережным и гуманным и исключать возможность травмирования или смерти животного, 3) при обращении с животными следует соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические правила.

В связи с этим, все методики изучения мелких млекопитающих основаны на использовании ловушек-«живоловок». При их использовании, особенно в холодное время года, следует создавать такие условия, при которых учащиеся будут иметь возможность проверять ловушки не реже одного раза в два-три часа. Во всех ловушках для этого следует иметь запас корма для поймавшихся животных, достаточный для их существования в течение этого времени. Для лабораторного исследования и определения пойманных животных следует иметь специальное лабораторное оборудование: аквариумы для временного содержания животных с укрытиями, поилки и кормушки, медицинские зажимы, весы, мешочки и клеточки для переноса животных. В целях санитарно-гигиенической безопасности все контакты с животными должны производиться в резиновых перчатках. Брать животных голыми руками запрещается.

В связи с вышеизложенным, структура данного пособия такова: вначале приводится раздел, описывающий стандартные методы отлова и учета мелких млекопитающих, применяемые профессиональными учеными-зоологами, а также в государственной системе учета и контроля природных очаговых инфекций. Эти сведения могут пригодится при проведении долгосрочных (мониторинговых) исследований в специализированных образовательных и научных экологических центрах, а также для общего ознакомления начинающих исследователей с существующими методиками полевых исследований.

Во второй части пособия приводятся возможные варианты тем и более конкретные методики самостоятельной исследовательской работы школьников на краткосрочных полевых практикумах, а также во время летний экологических лагерей и длительных экспедиций.

1. Методы учета численности грызунов и насекомоядных в природных биотопах

1.1.Учет методом ловушек-линий

Данная методика применяется для учета численности мышей (домовой, полевой, лесной, желтогорлой и мыши-малютки), полевок (рыжей, красносерой, красной и экономки) и серого хомячка в природных (естественных) биотопах. Сущностью методики является «сплошной» отлов грызунов малыми давилками «Геро» (в простонародье – мышеловками).

Мышеловки выставляются в пределах каждого биотопа в одну, либо в 2-4 линии, в количестве не менее 100 штук. Интервал между мышеловками 5 метров, а между линиями не менее 50 метров. Мышеловки ставят во второй половине дня и снимают...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !



Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |