Аннотация. В данном
методическом пособии описана процедура
простейшей горизонтальной съемки местности –
глазомерной, с целью составления
крупномасштабной карты или плана территории. Во
вводной части занятия учащимся напоминают
технику измерения углов (азимутов) и расстояний
на местности (шагами), усвоенные на предыдущих
занятиях. Описаны различные способы съемки
местности – составление «абриса», способ
«обхода», «полярный» способ, способ «засечек» и
способ «перпендикуляров».
Введение
Проведение большинства экологических
исследований в той или иной степени сопряжено с
необходимостью нанесения наблюдаемых объектов,
явлений или территорий на карту. Это, в свою
очередь, порождает необходимость правильного
составления планов и карт и пользования ими.
Для нужд экологических исследований чаще всего
используются простейшие способы съемки
местности, не требующие специального
оборудования и точных приборов. В работах
подобного рода речь идет, как правило, о
крупномасштабной съемке, т.е. съемке небольших
участков местности с высокой детальностью.
Чертеж, на котором в уменьшенном и подобном
виде нанесено горизонтальное положение
небольшого участка земли, принимаемого за
плоскость, называется планом.
Чертеж, на котором нанесен большой участок
земли или вся земля, с учетом ее общей кривизны,
называется картой.
Съемка, при помощи которой можно составить план
или карту без учета кривизны поверхности и без
учета рельефа, называется горизонтальной
съемкой.
Съемка, при посредстве которой изучаются
высоты точек, называется вертикальной съемкой,
или нивелированием. Этой форме съемки было
посвящено одно из предыдущих занятий (занятие № 3, осенний сезон).
На данном практическом занятии школьники
научатся простейшим способам горизонтальной
съемки местности – с помощью одного только
компаса и измерения шагов. Никакого иного
оборудования, кроме компаса, рулетки, планшета и
канцелярских принадлежностей не понадобится.
Вводное занятие
Во вводной части занятия следует напомнить
учащимся понятия плана, карты, масштаба и
условных обозначений, которые были пройдены
ранее, на занятии по ориентированию (занятие №1, осенний сезон).
Во вводной – теоретической, части занятия
следует перечислить и объяснить учащимся
основные способы глазомерной съемки
местности – составление «абриса», способ
«обхода», «полярный» способ, способ «засечек» и
способ «перпендикуляров». Последующая полевая
работа, вероятнее всего, будет включать в себя
все или некоторые из этих способов, в зависимости
от структуры снимаемой местности и объектов
съемки. Каждый из этих способов описан ниже в
соответствующем разделе.
Во вводной практической части занятия следует
напомнить детям полученные ими ранее
практические навыки по измерению азимутов
(напомним, что это угол между направлением на
север и направлением на нужный объект,
измеренный по часовой стрелке), а также навыки по
измерению расстояний шагами (см. занятие №1, осенний сезон).
Структура занятия
Задачей данного практического занятия
является составление плана участка местности в
окрестностях школы или экологического центра, с
нанесением на него основных естественных
ориентиров – лесных массивов, водоемов, дорог,
троп, просек, зданий, линий электропередач и т.п. Размер
снимаемого участка зависит от числа учащихся,
выполняющих задание, и структуры местности, т.е.
«простоты» съемки.
В экологическом Центре «Экосистема»,
расположенном в лесном массиве, учащиеся
работают обычно группами по 10-12 человек и за один
учебный день выполняют съемку участка лесного
квартала размером 500 х 500 метров. В то же время,
такая же по размеру группа за то же время
успевает произвести съемку другого участка
местности, расположенного в пойме реки размером
всего 50 х 100 метров. Очевидно, что это зависит от
количества наносимых на карту подробностей
– в лесном квартале находятся всего две поляны,
одна тропа и четыре квартальных просеки по
периметру, а на маленьком участке поймы –
извилистый берег реки, ручей, несколько троп,
озерцо, обрыв надпойменной террасы и т.д. Другими
словами, размер подлежащего съемке участка
определяется учителем в зависимости от
сложности предстоящей работы.
Количество учащихся, работающих совместно,
также определяется структурой местности. При
съемке сложного участка местности, например,
поймы реки, оптимальным является разделение
группы на рабочие бригады...
Приобрести данное методическое пособие всего
за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков: