Аннотация. Данное
методическое пособие излагает ход выполнения
простой, но трудоемкой и скурпулезной работы по
составлению флоры своей местности, т.е. списка
видов произрастающих на ней растений. Описана
общая схема организации работы, включая выбор
маршрутов обследования местности, поиск,
описание и сбор растений для гербария, а также
определение растений и составление отчета.
Итогом работы является список видов растений по
основным биотопам окружающей местности.
Введение
Одна из достаточно распространённых тем по
ботанике – составление флоры района работы. Флора
– это список видов растений какой-либо
территории. Обычно при работе со школьниками
имеется в виду список видов сосудистых растений
(то есть, плауновидных, хвощевидных,
папоротникообразных, голосеменных и цветковых),
так как работа с водорослями, лишайниками и мхами
требует особых, углубленных, знаний и навыков.
Надо заметить, что данная работа хотя и кажется
простой на первый взгляд – на самом деле
достаточно трудоемка, т.е. серьёзна в научном
отношении и кропотлива в исполнении (часто
ещё и длительна). В то же время, она требует
минимума оборудования и навыков (кроме процедуры
определения видов).
Для полевой части работы потребуется карта
местности и полевой дневник, для лабораторной -
определитель растений, мощная лупа или (лучше)
бинокуляр.
Техника выполнения полевой части работы
достаточна проста – местность необходимо
наилучшим образом обследовать и попытаться
обнаружить все виды произрастающих на данной
территории растений. В реальности, посетить все
укромные уголки местности, конечно же,
невозможно, поэтому при проведении подобного
исследования придерживаются следующей техники.
Прежде всего, еще до начала полевой работы
тщательно изучают карту местности и определяют границы
района исследования. Обычно, при выполнении
данной работы группой учащихся в 10-15 человек и
наличии одного или двух дней, площадь
обследуемой территории составляет 1-3 км2 (при
условии, что местность более или менее знакома
исследователям или их руководителям и на нее
имеется карта). Если местность незнакома,
несколько дней неизбежно уйдет на составление
общего представления о данной территории.
Вне зависимости от наличия карты, работа
начинается с составления списка основных
растительных сообществ и плана (схемы) их
посещения (обследования). В список желательно
включить минимум 5-6 основных типов
растительности (биотопов), характерных для
данного района – различные типы леса, луга,
болота, водоёмы и т.п.
Для проведения полевой работы учебная группа
школьников разбивается на бригады по 2
человека и для каждой бригады составляется свой
маршрут экскурсии, таким образом, чтобы охватить
как можно более разнообразные местообитания.
Скорее всего (если выбранный район не очень
маленький), посетить все необходимые места за
один день не получится. Однако, это полностью
зависит от разнообразия (мозаичности)
растительности данной местности, охвата
территории и «трудовых ресурсов».
На всём протяжении экскурсии каждая из групп регистрирует
все виды встречаемых растений. Те растения, в
названии которых исследователи уверены, –
просто записываются в полевой дневник, а образцы
незнакомых – собираются. Для немедленного
определения растения лучше собирать в
полиэтиленовый пакет, а те, что вы предполагаете
трудными для определения, или просто хотите
определить потом, лучше заложить в гербарий.
Следует помнить, что для точной идентификации
растения необходимо иметь цветки
(спороносные части или шишки у нецветковых), а
также часто плоды и, у...
Приобрести данное методическое пособие всего
за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков: